Дата открытия: 1 января 1950 года
Архитекторы станции и вестибюля: К.С. Рыжков, А.А. Медведев; при участии Л. Грипачевской
Скульпторы: Е.П. Блинова, П.А. Баландин, П.М. Кожин, А.Г. Сотников
Художник: А.К. Ширяева
Конструкция станции: пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения
кольцевая линия
Название станции Таганская происходит от названия района Таганка – с XVI века здесь располагались слободы ремесленников, изготовлявших «таганы» - круглые железные обручи на треножниках, служившие подставками под котлы. Тема архитектурного оформления станции – средневековое зодчество: пересечения арок создают подобие крестовых сводов, которые опираются на пилоны; единственное напоминание о классическом ордере – тонкий карниз. Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором.
В «распалубках» сводов станционных залов расположены майоликовые панно, в центре которых – медальоны с профильными изображениями воинов Советской Армии: здесь и партизаны, и железнодорожники, и кавалеристы, моряки, летчики, танкисты и пехотинцы. Под медальонами в окружении победных знамен – майоликовые рельефы, изображающие подвиги представителей различных родов войск или войсковые эмблемы. Некоторые детали орнамента и знамен покрыты позолотой. Несмотря на тяжелую пилонную конструкцию, станция Таганская выглядит очень светлой и легкой – благодаря небесно – голубому фону майолик и светлому мрамору отделки.
Первоначально в торце было расположено большое рельефное панно с изображением И.В. Сталина в окружении ликующих советских людей (авторы Е. Блинова, П. Баландин), позже вместо фигуры вождя народов соорудили композицию из герба СССР и гербов союзных республик (в 1979 году, когда строили переход на станцию «Марксистская» Калининской линии, панно убрали). С поверхностью земли станция соединена двумя отрезками эскалаторов, между которыми устроен промежуточный подземный круглый вестибюль, его купол украшен фреской «Салют Победы» (художник А. Ширяев).
Наземный вестибюль станции Таганская расположен в непосредственной близости от памятника архитектуры рубежа XVII – XVIII веков – церкви Николая Чудотворца на Болвановке (построена в 1697-1712 годах зодчим О.Д. Старцевым). Рыть большой котлован здесь было опасно – могла обрушиться церковь. Поэтому на поверхности соорудили грандиозный цилиндр, чтобы не осыпался грунт. Эскалаторный зал перекрыт крестовым сводом и облицован светлым мрамором «газган».