главная КАРТА МОЕГО МИРА (АРХИВ)  
КАРТА МОЕГО МИРА  
  | карта сайта-архив |
 
 
   
 
путеводитель
 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОСКВЕ

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОСКОВСКОМУ МЕТРО:

Первые проекты создания в Москве метро – городской транспортной сети, которая бы не мешала уличному движению, - относятся к концу позапрошлого века и скорее являются данью мировой градостроительной моде: ведь именно тогда метро появилось в европейских столицах – Лондоне (1863), Париже (1900), Будапеште (1896) и Берлине (1902). Городская дума в десятых годах XX века рассматривала проекты инженеров Кнорре и Балинского, предлагавших довести железнодорожные пути практически до кремлевских стен и опутать Москву «разветвленной сетью внутригородского внеуличного сообщения».
В июне 1931 года постановлением пленума ЦК ВКП(б) «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» дали старт работам. Инженеры и архитекторы отправились за границу перенимать опыт, а строители с лопатами и кирками принялись рыть котлованы. Героическая история московского метростроительства закончилась 15 мая 1935 года, когда после торжественного митинга на станции «Сокольники», сопровождавшегося речами Иосифа Сталина и Лазаря Кагановича, «Московский метро» (в начале 1930-х годов слово «метро» было мужского рода) был открыт для публики: его «первую очередь» составили перегоны «Сокольники» - «Парк культуры им. Горького» и «Александровский сад» - «Смоленская».

Все здесь было в новинку: стены и своды из мрамора и по-современному гигиеничного кафеля отражали свет, похожий на дневной, здесь было просторно, организованно (за порядком присматривали постовые), хорошо пахло, а эскалаторы так и просто показались публике механическим волшебством.
Первая очередь метро вполне может считаться первым подземным павильоном ВДНХ:  это одновременно и экспонат, и выставочное пространство. Сквозь сдержанность архитектурной декорации первой очереди проступает аскеза и нищета той жизни, в которой архитектура метро могла и должна была считаться роскошной – чтобы стать первым и последним примером настоящих «дворцов для пролетариата». Станции проектировались всего за полтора месяца, но все равно Ивану Фомину удались монументальные «Красные ворота», похожие на древнеримский грот; Алексею Душкину – изумительная «Кропоткинская», с архитектурой ясной, как ясеневый лес; Николаю Ладовскому – затягивающая в чрева своих черных тоннелей «Дзержинская». Убранство первых «подземных дворцов» оформляло и подыгрывало движению поездов. Точнее, архитектура вместе с дизайном, инженерией, машиностроением и даже гигиеной объединялась здесь в главном чуде – работе механического организма подземной транспортной системы, которой очаровывал всех.

Строительство метрополитена было не только всенародным делом – его проект разрабатывался до генерального плана реконструкции Москвы 1935 года, который должен был превратить древнюю столицу в главный город мирового пролетариата. Тринадцать наземных вестибюлей метро газетчики называли «ростками новой, социалистической Москвы».

Функциональность, рационализм и сдержанность архитектурных форм второй очереди метрополитена (участки «Смоленская» - «Киевская» и «Александровский сад» - «Курская» Филевской линии) уступили место скульптуре, мозаике, живописи и прочим «говорливым» языкам архитектурной декорации, наглядно, красочно и сочно описывавшей трудовые, спортивные и прочие будни – подвиги советского народа («Театральная»  -  «Сокол»). «Маяковская», «Площадь Революции», «Динамо», «Аэропорт», «Сокол» до сих пор входят в десятку если и не самых нарядных станций метро, то самых ярких и интересных с точки зрения архитектурных решений и скульптурного  оформления. Парадная «Площадь Революции» с исполинскими изображениями матросов, учителей, школьников и крестьян, присевших под арками в ожидании светлого будущего; мраморные физкультурники «Динамо», на которых льется мягкий свет из-за ониксовых панелей; парашютные стропы на своде воздушного «Аэропорта»; наконец, арки и купола «Маяковской» с мозаичным циклом Александра Дейнеки «Сутки Страны Советов» - до сих пор главная достопримечательность метро, удостоенная главной награды страны, Сталинской премии.

В метро второй очереди потрясают постоянная смена художественных задач и чередование стилей – отсюда бесподобный эклектизм, внутренняя непохожесть. Продиктованы они тем, что художники и архитекторы импровизировали на официальные темы, раскрывая их без всяких привязок к иконографии, не имея канонов или шаблонов, то есть в силу собственного таланта, старательности, умения угодить власть имущим или же обмануть их.
Степень обобщения монументальных решений была так же велика, как и гибкость «политически грамотных» скульпторов и живописцев. Например, «Электрозаводская» изначально задумывалась как станция при московском Электрозаводе и посвящалась, соответственно, свету, его научному исследованию и промышленному производству, но в связи с началом Великой Отечественной концепция сменилась. Скульптор Георгий Мотовилов не поведя и бровью изменил мраморные барельефы, в полном объеме раскрыв тему героического труда советской промышленности, работавшей в годы войны на фронт и победу. Подобные же изменения произошли на «Новокузнецкой» и «Автозаводской».

Кульминацией в развитии этой «монументальной журналистики» следует считать цикл мозаик Павла Корина на своде центрального зала станции «Комсомольская» Кольцевой линии. Именно на ней впервые появляется время, которого доселе здесь не было. До этого был процесс, была бурная трудовая жизнь, памятник живым героям или тем, кто еще только собирается совершить подвиг, - построить коммунизм. Ансамбль метро был декоративной и эстетической дорогой в будущее, а «Комсомольская – кольцевая» стала мемориалом.

Темы военной победы и триумфа, образовавшие главный сюжет декорации послевоенных станций метро, в том числе и подземное кольцо, получили причудливое и пафосное исполнение. С одной стороны, сюжетный фокус сместился в область истории. Об этом – «Белорусская – кольцевая» и обе новые «Киевские», посвященные истории и быту братских славянских народов. С другой стороны, возникла тема войны и триумфа. Именно ее декорация метро до конца освоить не смогла – и стали возникать какие – то странные, полупонятные с идеологической точки зрения художественные жесты вроде ангелов – горнистов скульптора Мотовилова в верхнем вестибюле «Октябрьской», голубого неба за ампирной решеткой на станции архитектора Николая Полякова; наземного вестибюля «Курской» Георгия Захарова, где пройдя сквозь триумфальную арку, зритель попадал в почти восьмиугольную могилу, над которой девушки с автоматами держали венки, а посредине стояла статуя вождя; фальшивого купола над аванзалом «Таганской» - с хлопающим на ветру мозаичным красным флагом…
Диссонанс между только что пережитой войной – реальной и страшной – и говорливой велеричивостью ее декоративного и архитектурного воплощения резал глаз.

В середине семидесятых возникла новая тенденция в оформлении метро. Пройдя сложную историческую эволюцию, «Московское метро» лишилось идеологической основы, поменяло пол и превратилось в ту транспортную систему внеуличного движения, которую мы знаем теперь и которой ежедневно пользуемся. Но при этом она включает в себя самые красивые станции «дворцов для пролетариата» - уникальный подземный музей советского искусства и советского человека.

путеводитель по москве: экскурсии по станциям московского метро

 


СТАНЦИИ МЕТРО-ЭКСКУРСИИ :

Маршрут № 1
станция метро Маяковская
станция метро Театральная
станция метро Пл. Революции
станция метро Кропоткинская

Маршрут № 2
станция метро Комсомольская
станция метро Красные ворота
станция метро Чистые пруды
станция метро Лубянка
станция метро Охотный ряд
ст. метро Библиотека им.Ленина
станция метро Парк культуры
станция метро Арбатская
станция метро Смоленская
станция метро Красносельская
станция метро Сокольники
станция метро Воробьевы горы


Маршрут № 3 (Кольцевая)
станция метро Парк культуры
станция метро Октябрьская
станция метро Добрынинская
станция метро Павелецкая
станция метро Таганская
станция метро Курская
станция метро Комсомольская
станция метро Проспект Мира
станция метро Новослободская
станция метро Белорусская
ст. метро Краснопресненская
станция метро Киевская


карта метро москвы вся москва
 администрация москвы
 администрация президента
 аэропорты москвы
 банки москвы
 вокзалы москвы
 горячие телефоны
 гостиницы москвы
 гум москвы
 детский мир москвы
 загсы москвы
 институты москвы
 карта москвы
 кинотеатры москвы
 клубы москвы
 красота
 магазины москвы
 медицина москвы
 музеи и выставки
 недвижимость в москве
 охотный ряд москвы
 парки культуры москвы
 пляжи москвы
 посольства в москве
 почтовые индексы
 полиция москвы
 промышленность
 путеводитель по москве
 рестораны москвы
 рынки москвы
 ритуальные услуги
 стадион москвы
 такси в москве
 театры москвы
 торговля москвы
 турфирмы москвы
 фото москвы
 церкви москвы
 цум москвы
КАРТА МОЕГО МИРА
copyright © 2006-2022   karta-m.ru