Дата открытия: 15 мая 1935 года.
Архитекторы станции: Д.Н. Чечулин, А.Ф. Тархов
Архитекторы вестибюлей: А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский
Конструкция станции: колонная, трехпролетная, неглубокого заложения
Проектное название: «Каланчевская площадь»
Станция названа по знаменитым триумфальным воротам архитектора Дмитрия Ухтомского, которые были возведены в 1753 – 1757 годах. Они быстро стали архитектурной доминантой площади и дали название всему району. В 1927 году ворота снесли – они «мешали движению трамваев». Не спасли даже активные протесты Академии наук и представителей, как тогда говорили, «творческой интеллигенции» - директора Третьяковской галереи Алексея Щусева, знаменитого художника и реставратора Игоря Грабаря и Ивана Фомина, будущего архитектора станции «Красные ворота». Они предлагали властям различные варианты расширения площади или переноса памятника русского зодчества в соседний сквер, но отстоять ворота не удалось. Так что станцию «Красные ворота» сам архитектор Фомин воспринимал как дань памяти погибшему сооружению.
Стиль «Пролетарская классика», с простыми, ясными и торжественными формами, так полюбившийся в 1930 – е годы, как нельзя лучше подходил для поставленной Фоминым задачи. Каждый из пилонов станции с глубокой нишей в центре, облицованный редким грузинским темно – красным мрамором «шроша», - словно памятник разрушенной триумфальной арке. На пилонах покоится классический кессонированный свод.
Как и все станции глубокого заложения первой очереди, «Красные ворота» задумывалась трехсводчатой. Однако на «Лубянке» и «Чистых прудах» сделать центральный зал не удалось – слишком сложными были гидравлические условия. Технический консультант американский инженер Джодж Морган считал, что и на «Красных воротах» не стоит делать центрального зала и рисковать обрушение всей конструкции. Но к его мнению не прислушались. Когда строительство было почти закончено, оказалось, что железобетонные конструкции, спрятанные в пилонах, не выдерживают нагрузки. Пришлось увеличить сечение опор: проходы на перроны через один заложили, что только прибавило станции монументальности.
В 1941 году площадь переименовали в Лермонтовскую: на месте нынешней высотки когда-то стоял дом генерал – майора Ф.Н. Толя, в котором в 1814 году родился М.Ю. Лермонтов. Переименовали в «Лермонтовскую» и станцию метро (в 1986 году ей вернули историческое название). Южный вестибюль стоит точно на оси легендарных ворот Ухтомского. Вниз ведут две очереди эскалаторов, между ними – промежуточный зал с богато украшенным лепным потолком. В зале наземного вестибюля – цилиндрический кессонированный свод. В каждом кессоне – лепные рельефы с видами Москвы, рогами изобилия, лавровыми венками и пятиконечными звездами. Второй вестибюль появился в 1950 – х годах, во время строительства высотного здания на внешней стороне Садового кольца.
станция метро красные ворота
справочник организаций |
|